Катя (jerzy_kovalskiy) wrote,
Катя
jerzy_kovalskiy

Польша 2017: Краков, часть 2 - замок и витражи

А еще в Кракове есть замок. Вообще, я представляла город более средневековым, чем он есть на самом деле, так что замок тоже немного неожиданный - эдакая смесь стилей. Тут кто-то что-то пристроил, тут переделали, тут подумали, что круто пригласить заграничных архитекторов...

Замок стоит на холме над рекой Вислой. И этот холм не простой, а тоже один из символов города - дело в том, что именно там в пещере как-то жил дракон. Но один принц решил строиться непременно на этом возвышении, так что мифологической фауне пришлось потесниться. Эту легенду обыграл Анджей Сапковский в своем рассказе "Предел возможного" про ведьмака, так что я ее знала. Поляки избавились от своего дракона предельно не-героично - подбросили ему чучелко то ли коровы, то ли овцы, начиненное серой и всякой ядовитой ерундой, так что дракон отравился, выпил пол-Вислы и лопнул. В некоторых версиях легенды это дело рук принцев, в других - простого сапожника, и я даже не знаю, что более оскорбительно для древней рептилии.
Кости дракона до сих пор висят на входе в один храм... хотя вообще-то это мамонт, и когда кости окончателно истлеют, наступит Страшный суд (ну это нормально для польских легенд, там примерно половина этим заканчивается).




В замке несколько разных экспозиций, и на все надо покупать отдельные билеты в отдельных кассах. И везде стоят огромные очереди. Это очень неудобно, поэтому я просто погуляла снаружи. Тем более, что некоторые виды просто сказочные, так что я ни о чем не жалею. Но если кому-то захочется внутрь - приходить надо к открытию, наверное... хотя таких умных там все равно может оказаться целая очередь.







А вот внутренний дворик замка. Ничего не напоминает? Правильно, это последствия слепого следования трендам - итальянские палаццо были в моде, и кому-то захотелось тоже.



Под Вавельским холмом и стенами замка разбита ярмарка с уличной едой и сувенирами.





Там жарят, коптят, все сытно и жирно, а я пробовала вот это - osypek, узорные кусочки копченого овечьего сыра, поджаренные над углями и подаваемые с брусничным вареньем. Это такая невероятная вкуснятина!





У подножья холма можно встретить еще одно напоминание о местном драконе - скульптуру, которая выпускает пламя раз в 5 минут (пишут, что есть еще какой-то номер, куда можно отправить смс, чтобы это произошло поскорее).



От замка легко можно догулять до еще одной достопримечательности Кракова - района Казимеж. Исторически это еврейский район, и он должен обладать некой уникальностью. Я ждала чего-то вроде вильнюсского Ужуписа или монреальского Mile End, но не похоже. То ли Казимеж совсем не про это, то ли я устала и не вдохновилась.

Польский язык продолжает быть забавным - количество склепов в округе зашкаливает:)






В какой-то момент я перешла на другой берег реки и погуляла немного там. Видела, пример, такой крутой мост.



И такой крутой храм.



Тема драконов продолжается. Вообще, у Вислы на удивление не разработанная набережная, а это ведь центр, почти рядом с замком.





Для тех, кому надоели очевидные музеи и достопримечательности, в Кракове найдется еще парочка секретных мест. Например, Музей Витража.
В Польше витражей очень много - от подъездов в обычных домах...



...до подъездов в крутых домах...



...и до потрясающих огромных окон в костёлах.



И про все это есть музей... точнее, даже не музей, а кое-что поинтереснее - настоящая мастерская по которой водят экскурсии.

Это место находится за пределами старого города, изначально это уже был не Краков, а некое предместное поселение. Мастерскую специально построили вне города в целях безопасности от пожаров в начале 20 века. И с тех пор она продолжает функционировать по своему прямому назначению - производить витражные стекла по заказам церквей и частных лиц. Работают там учащиеся и выпускники художественных академий.
Обычно там водят группы, но в то время, когда туда пришла, там не было больше никого, так что я получила собственную персональную экскурсию и лекцию о местном витражном искусстве.
Сперва показывают фильм о том, как производят большие пласты цветного стекла. Это очень длительный и много-ступенчатый процесс, стекло выдувают, и перемешивают, и формируют и так, и эдак. Все, конечно же, вручную, поэтому такое стекло никогда не бывает идеальным - в нем всегда есть какие-то неровности и пузырьки воздуха, что при просвете дает интересные эффекты и отсветы, в которых особая прелесть.
Цвет витражного стекла - это не краска, он не нанесен на поверхность, а находится внутри и зависит от разных химических примесей. Рецепты хранят, хотя некоторые и потерялись. В запасниках мастерской до сих пор есть стекла, сделанные десятки лет назад. Когда их используют и они закончатся, точно таких же цветов уже может никогда не быть. Хотя химия - точная наука, но создавать гарантированно одинаковые цветные стекла сложно. Это бывает большой проблемой, когда нужно реставрировать старые витражи - приходится долго мучиться, чтобы получить точные оттенки.

Палитра.



Эскизы будущих витражей сначала рисуются вручную на бумаге, потом увеличиваются и специальный человек придумывает и решает, на какие составные части лучше разбить изображение. Витраж - он не обязательно как мозаика, границы кусочков не обязательно совпадают с контурами рисунка. Потом схема переносится на кальку, все нумеруется, разрезается и стекло режется по заготовкам.
Часть из этого можно делать на компьютере, но вручную считается круче и аутентичнее.



Тут на фото видна свинцовая лента, которой скрепляют части витража.



Режут стекло. Сделанные тут витражи есть во многих странах мира - у них даже есть список. Но вот России в нем нет, потому что основные заказчики - это католические церкви, а у нас их мало. Тут делали витраж для какой-то церкви где-то в Сибири, но в итоге что-то не срослось.
А еще у них есть особый проект - они пытаются воспроизвести один из грандиозных витражей одного известного польского мастера, который был сильно поврежден во время Второй Мировой Войны. Для этого используют оригинальные эскизы и даже стекло с той же фабрики в Германии, как в оригинале.



На втором этаже студии находится зона росписи и обжига. Большая часть краковских витражей - расписные, это значит, что изображение не просто собрано из разноцветных кусочков, а на нем написана картина. Окна этой комнаты выходят на северную сторону, потому что именно северный свет считается самым мягким, деликатным и подходящим для искусства. Витражи в процессе ставятся на окна, как на мольберты. Для росписи витражей используется специальная краска-патина из оксидов металлов, выглядящая как пудра. Когда слой нанесен, сухую краску можно стереть даже пальцем, но стекло помещают на обжиг в специальную печь, верхний слой подплавляется, и патина опускается вниз, в толщу стекла, где и остается, когда оно остывает. Поэтому рисунок на витражах нанесен не на поверхность, а вплавлен, и никогда не потускнеет и не сотрется. Для одного изображения может использоваться несколько слоев краски, чтобы передать свет и тень, тонкие контуры, разные оттенки.



После прогулки по мастерской можно посмотреть их маленький музейчик с образцами витражей, которые они делали. И еще у них можно попить кофе с бутербродами. После обычных музеев это очень крутое и свежее место, настоящее.

На этом закончу с прогулками по Кракову. А следующий пост будет про поездку в соляные шахты Велички.
Tags: Краков, Польша, путешествия, фото, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments