Катя (jerzy_kovalskiy) wrote,
Катя
jerzy_kovalskiy

Литва 2016: Куршская коса, Нида

Третий день в Литве выдался солнечный, поэтому я отправилась на морскую прогулку.
Как я уже писала, мой отель находится в портовой зоне - достаточно перейти через мостик, и окажешься возле Старого паромного терминала, откуда можно уплыть на Куршскую косу. Правда, тем утром парома почему-то не было, а был катамаран; не в первых раз на таких плаваю, но каждый раз удивляюсь - я привыкла, что так называется педальная лодочка в парковых прудах, но вообще-то это такой небольшой кораблик:)

Куршская коса - забавный кусок земли, очень длинный и узкий, так что кажется невероятным, что море его не съело за все время его существования. Прикрепляется к большой земле коса в нашей Калининградской области и тянется как раз до литовской Клайпеды, где заканчивается и оставляет узкий пролив, соединяющий Куршский залив с Балтийским морем. У меня тут коса проходит совсем близко к материку, поэтому вода совсем не выглядит морем, с скорее даже не очень-то широкой речкой.

Вот я стою на борту катамарана, а вон те деревья на горизонте - уже Куршская коса. Переплыть залив стоит каких-то очень смешных денег, причем билеты проверяют только на пути туда, а обратно на них никто уже не смотрит.

Альбом: Lietuva May 2016 Kuršių nerija

Поплыли, смотрим назад на порт. На горизонте видны здания "К" и "D" - тоже достопримечательности Клайпеды.

На карте коса выглядит крошечной и незначительно тонкой, ее несложно пересечь пешком поперек, но там есть не только дюны и пески, а несколько деревень, леса и холмы. Люди начали селиться в этих местах еще в позднем каменном веке, правда потом на какое-то время покинули косу, потому что пески наступали на деревни и жить там было тяжело.

Плывет паром недолго и прибывает в местечко под названием Смильтине. Пишут, что там есть дельфинарий и Морской музей, но дрессированные морские котики меня не заинтересовали, а про музей мне рассказали, что он сейчас закрыт на реконструкцию - вот это жаль. Особенного плана у меня не было, но я решила не тратить время на Смильтине, а забраться подальше, а потом уж выбираться оттуда. Возле причала парома\катамарана находится автобусная остановка, где как раз стоял автобус, отправляющийся в Ниду.

Нида - самый крупный поселок литовской части Куршской косы. Автобусом туда добираться около получаса через сосновые леса и вдоль морского берега. По дороге я видела в окно лису возле дороги, и мне совершенно точно не показалось, как с тем тупиком на Шетландских островах:)

Атмосфера в Ниде курортная и дачная. Местные жители в основном занимаются туристическим бизнесом и\или рыбной ловлей. В выглядящих игрушечными красно-сине-белых домиках можно снять комнату, или поселиться в одной из маленьких гостиниц. Прямо даже хочется остаться там. Хотя, честно говоря, не знаю, что бы я там делала, кроме прогулок по сосновым лесам, а это, наверное, быстро бы надоело?

Альбом: Lietuva May 2016 Kuršių nerija

Велосипедные дорожки - в Клайпеде везде.

В сосновый лес я все-таки отправилась гулять. Там очень солнечно, сухо и поэтому ароматно. В лесу много тропинок и размечены маршруты для прогулок.

Этот светло-голубой мох совсем сухой и жесткий, как лишайник.

Из леса вышла на дюны.

Говорят, раньше эти пески двигались вместе с ветром и поглощали леса и целые деревни на своем пути. Люди начали защищать свои дома и высаживать деревья, закрепляя беспокойную землю, и сейчас дюны стоят на месте. Правда в конце прошлого века, когда пейзаж уже сочли ценным и интересным именно за то, каков он есть, обнаружилось, что дюны становятся ниже и постепенно выветриваются. И теперь уже люди начали наоборот защищать пески. Поэтому этот рельеф называют природно-антропогенным - люди формируют его уже очень давно и по-разному.

Это самая большая и высокая дюна - называется Парнидиса, что, согласно информационной доске, значит "пересекшая Ниду". Можно себе представить?

Альбом: Lietuva May 2016 Kuršių nerija

Куршская коса - это национальный парк, поэтому гулять по дюнам можно не везде. Например, нельзя карабкаться по некоторым склонам - от этого песок осыпается. Разумеется, туристы не слушают и не читают таблички на литовском языке:( Гулять можно по проложенным деревянным дорожкам, тут приятно снять обувь и идти по нагретым солнцем доскам и песку.

На самой вершине установлены календарь-песочные часы.

Где-то там вдалеке - граница с Россией.

Альбом: Lietuva May 2016 Kuršių nerija

А там внизу гулять можно. Люди вытаптывают гигантские надписи на песке.
"Похоже на Татуин", сказали вон те два ребенка, когда поднялись из долины наверх, на смотровую площадку.

Пора спускаться и возвращаться в поселок.

Альбом: Lietuva May 2016 Kuršių nerija

Дальше я пообедала - на косе цены несколько повыше, чем в Клайпеде, но все равно приятные. И еда не скучная, в первом же гостевом доме мне попался очень вкусный многокомпонентный салат, все как я люблю - козий сыр, парма, песто, луковое варенье... Не знаю, конечно, характеризует ли это место Ниду, может, мне просто повезло, но вообще мне все еще нравится, как меня кормят в Литве - все время попадаются тонкие и аккуратные сочетания вкусов. Помню, как я страдала в Бельгии на эту тему... Обязательно надо еще попробовать что-то из их местных 100500 блюд из картошки.

После обеда решила пойти еще прогуляться к маяку, красно-белую башню которого видно из-за деревьев.

Нидский маяк - один из самых больших и значимых на литовском побережье. Правда, во время Второй мировой он был взорван, а новое здание построено только в 50х годах прошлого века.

Альбом: Lietuva May 2016 Kuršių nerija

Еще в Ниде везде можно увидеть расписные очень нарядные флюгеры - они сделаны из дерева и украшены разными фигурками: кораблики, дома, повозки, лоси, а еще к ним прикреплены кусочки ткани, по которым еще легче определить малейшее изменение направления ветра. Появились такие флюгеры на рыбачьих кораблях в 19м веке, и по сути состоят из двух частей. Черно-белая часть была официальной, каждому окрестному поселению был присвоен такой рисунок, напоминающий флаг, чтобы корабль можно было легко узнать издалека. А уж местные умельцы добавили разноцветные резные символы - что-то на удачу, что-то чтобы придать индивидуальность, превратить флюгер в своеобразный герб своей деревни.

Тут можно было бы еще заехать в другой поселок, Юодкранте - там есть парк "Гора Ведьм" с деревянными скульптурами, но я уже устала и отправилась в обратный путь. Ну, будет чем заняться в следующий раз - вдруг я когда-нибудь еще вернусь в дачную Ниду?

Это все было вчера. А сегодня я сочла, что моря мне на косе все-таки не хватило, я и смотрела-то на него со стороны Куршского залива, поэтому скаталась погулять на пляж в Палангу. Но про это я расскажу в следующий раз, когда разберу фотографии.