Катя (jerzy_kovalskiy) wrote,
Катя
jerzy_kovalskiy

День 7: Замок Дунноттар и море

Похоже, только в выходные у меня есть время, чтобы писать большие посты. Вот только что закончила следующий шотландский день - писала его урывками всю неделю, и текста там получилось даже больше, чем фото.

Когда перед поездкой мы составляли список замков, которые хотели бы посмотреть, мы старались, чтобы замки были разнотиповыми - и крепости, и дворцы-дачки, и развалины. Дворцов мы видели достаточно, а в этот день восполнили и пробел по развалинам.

С утра мы немного прошлись по главной торговой улице Абердина... честно говоря, магазины там скучные и сувениров мало, Ройал Майл в Эдинбурге гораздо интереснее. И именно магазинчик "Edinburgh Wollen Mill" мы там обнаружили. Там я, наконец, нашла себе теплую одежду - голубой кашемировый свитер. Надев его под флиску в примерочной, я уже не захотела его снимать и сразу согрелась.

Покончив с утеплением, мы снова сели на автобус и очень быстро добрались до городка Стоунхевен.

Photobucket

Первым делом мы зашли в местную первую попавшуюся кафешку и выпили горячего шоколада. Как и большинство кафешек и пабов, где мы ели, эта тоже была практически по-домашнему уютной. И я уже писала о путешествиях с детьми, но именно там до меня дошло - это не просто люди такие смелые, они уверены в своих возможностях, потому что все для них приспособлено, везде-везде в пабах-кафешках есть детские стулья, везде-везде, даже в междугородних поездах-электричках есть откидные пеленальные столики. Почему-то очень порадовало.

Залив в себя согревающей жидкости заранее, мы отправились через городок в поисках моря - почему-то казалось, что нам нужно в ту сторону. Моря слышно не было, но соленый запах в ветре... и что-то еще такое почему-то наполнило меня очень приятным чувством, что мне бы хотелось жить в этим городе. Совершенно иррациональное чувство, потому что вообще-то мне обычно большие города нравятся больше.

Наконец, мы вышли на полукруглую набережную.

Photobucket

По-моему, это какая-то искусственная бухта, по крайней мере, от моря она отделена дамбой. Мы прогулялись по краю. И да, я все-таки люблю море. Я не очень хорошо плаваю, так что скорее это такая любовь, вроде той, про которую Дайнис писал к горам в Армении: не "а переплыву-ка я Средиземное море на собственной яхте! романтикааа!", а так, просто... мне нравится на него смотреть, нравится его слушать, нравится в нем плескаться, нравится, какое оно соленое. Может быть, это потому, что в детстве я на море ездила часто, и с тех пор отдых для меня = на море. Ну, вот и в этот раз посмотрела.

Дошли до самого края дамбы. Посмотрели на ловушки для рыбы (?) и на стайку девиц, упоенно фотковшихся на фоне этих ловушек и сетей. Посмотрели на море - серое, разбивающееся о прибрежные скалы. А вот замка в пределах видимости не наблюдалось, так что мы отправились обратно и по пути решили спросить дорогу до замка у первого встречного.

Первым встречным оказался очень энергичный англичанин в джинсах и джинсовой рубашке, заколотой очень интересной булавкой с кельтским плетеным узором (это я по привычке внимание обращаю, но увы, таких сувениров я не нашла). Сначала дяденька очень подробно рассказал, как добраться до замка - на мой взгляд, даже слишком подробно, нас бы вполне устроило и меньшее количество ориентиров. А затем он неожиданно похлопал по стене здания, возле которого стоял, и сказал, что вообще-то знакомство с замком надо начинать отсюда, потому что это самое старое здание в Стоунхевене. Так мы попали в маленькой, но гордый местный музей.

Здание оказалось городской тюрьмой (tolbooth). Сам музей занимал первый этаж, где в прошлом сидели заключенные, а на втором этаже сейчас паб - раньше там сидели судьи и клерки. Энергичный дядька рассказал, что со временем они хотят вернуть маленькому гордому музею территорию паба. А работают там в основном волонтеры и местные энтузиасты.

Комнат в музее три. Одна - при собственно тюрьму. Нам рассказали о том, за какие мелкие преступления туда сажали порой людей. Например, про Агнесс, которую бросили туда за то, что на ее ферме нашли овец, которых украл ее сожитель. Еще показали металлический барабан с ручкой, которую заключенные должны были крутить в качестве наказания сотни раз за подход. Иногда тюремщики клали в барабан камни, чтобы крутить было труднее. Но это не несло никакого практического смысла - просто тупой физический труд.

В другой комнате что-то вроде краевого музея со стендами про местные минералы, например.

Photobucket

Это флуоресцентные минералы. Если светить на них ультрафиолетовым фонариком, наблюдаются очень красивые эффекты, но, конечно, фотоаппарат их передать не может.

А в третьей комнате... просто много экспанатов:)

Энергичный дядька в процессе рассказа даже выбежал наружу, обошел здание и показал нам окошко - там (на втором этаже, что странно в связи с общей концепцией тюрьмы) когда-то сидели три (?) монаха (хотя я не уловила, за что) и местные жители ходили к ним за благословением, которое они давали даже через это маленькое окошко. Женщины даже детей приносили и поднимали их повыше.

В конце мы прониклись и даже купили брошюрку, оставили пожертвования и расписались в гостевой книге о том, как нам понравилось. Потом эту книгу будут использовать, чтобы убедить городской совет, что этот музей не надо закрывать.

Вообще, гостевые книги лежат в каждом замке, каждом музее. Но писали мы (я) только здесь.

Наконец, мы отправились на поиски замка. По инструкции дядечки из музея нашли тропинку, ведущую на холм...

Photobucket

...поднялись, а там! Поля, небо и море.

Когда ветер колышет колосья (что это, кстати?), бегут серебросто-золотисто-зеленые волны.

Тропинка бежит по холмам вдоль побережья где-то пару миль. И прогулка по ней - потрясающее впечатление, прекрасно дополняющее впечатления от самого замка. Очень хорошо, что можно (нужно) там погулять, и нет возможности просто доехать на автобусе.

Photobucket

Кстати, и прогулка по берегу, и сам Стоунхевен напомнил мне книжку, которую я читала - The Little Country by Charles de Lint. Так, на уровне ассоциаций - море, домики, побережье... Хотя на самом деле там действие происходит совсем на другом конце UK - в Корнуолле.

А вот впереди уже показался замок.

Дунноттар врос в холм, наверное, в свое время он был весьма неприступным. Самый суровый замок в нашей коллекции, будто сошедший со страниц фэнтазийной саги вроде "Песни Льда и Пламени".

Photobucket

Пока мы спускались по тропинке к замку, мы неожиданно встретили каких-то азиатских монахов в оранжевых одеждах, а еще ТРиш немного попрыгала на фоне Дунноттара.

Дошли до ворот, заплатили за вход... и разбежались лазать по развалинам. Мной были обнаружены: темница с пластиковым скелетом, птенец чайки, остатки каминной трубы, винный погреб, башня, где можно по-рапунцелевски сидеть у окна и смотреть на море. Не все, правда, отразилось в выборке лучших фоток.

В некоторых местах в замке были таблички, но к концу путешествия голова уже была так набита впечатлениями, что не было желания их читать.

Поскольку вечером мы уплывали на пароме на Шетландские острова, наше время было ограничено. Что очень жаль, потому что как минимум еще полчаса я бы там побродила. Но надо было еще учитывать дорогу до города и найти в нем автобусную остановку... Так что с сожалением мы отправились обратно.

По пути я сжевала круассан, захваченный из комнаты в Абердине и запила все апельсиновым соком.

Обратно в Стоунхевен мы спускались немного другим путем, чем пришли, более пологим ради разнообразия. Немного блужданий (прогулки) мимо симпатичных частных домиков, отделения полиции, церкви до главной площали, и мы нашли остановку, сели в автобус и вернулись в Абердин.

Я не помню, гуляли ли мы до парома. Если и да, то немного и недалеко. Тем более, что паром находится совсем рядом с автовокзалом.

Здание парома - маленькое, с двумя рядами мягких сидений, без каких-то электронных табло или турникетов. Все очень простенько и совсем не похоже на вокзал - только стенды с рекламными проспектами напоминают, где ты находишься. Когда мы пришли, мы присоединились к толпе людей - многие были собраны как в поход, с рюкзаками, спальниками (мы только потом поняли, зачем), только палаток не хватало. Может быть, в обычное время на острова рвется не так много народа, но наш визит как раз совпал с Tall Ship Races.

На Шетланды ходит 2 парома в сутки - в 7 утра и в 7 вечера, если я не ошибаюсь. Идет такой паром 12 часов. Когда из вокзала проходишь через "рукав" как в аэропорту, кажется, что ты попадаешь в отель, причем не самый плохой - совсем отельный ресепшн, все блестит... У нас была своя собственная каюта - с окном, телевизором, туалетом... Но пока паром не отплыл, мы пошли его исследовать - из развлечений там доступен сувенирный магазин, где я, кстати, сразу увидела фигурку птицы-тупика, но мне показалось, что глупо что-то покупать в магазине на пароме, еще даже не добравшись до места назначения. Еще там есть игровые автоматы и кинотеатр, в котором за вечер показывают 3 фильма.

Мы вышли на верхнюю палубу, чтобы посмотреть, как будем отплывать. Тут надо заметить, что в отличие от прогулок по берегу, плавание в открытом море все же внушает мне беспокойство. Толща воды под тобой - это неуютно. Впрочем, толща земли над головой, когда едешь в метро - тоже, к этому я давно привыкла, но если бы я в сознательном (а не детском, когда о таких вещах не думаешь) возрасте впервые попала в метро, наверное, я бы тоже испугалась.

Потом поужинали, приспосабливаясь к начавшейся качке. В честь морского путешествия я взяла традиционное fish&chips. Позже мы вернулись в каюту, где кое-кто задремал, а я лично освоила телевизор и решила, наконец, посмотреть "Коралину", благополучно пропущенную мной в кино много лет назад. Увы, книжка мне понравилась больше, а мультик я так и не досмотрела. Тем временем стемнело, включать свет было неудобно, так что я взяла ноутбук и отправилась в public area с обещанным вайфаем. Увы, в этот день как раз у них были какие-то неполадки, так что я просто пописала пост, а заодно понаблюдала за нашими попутчиками. К ночи они оккупировали все свободные диваны в столовой, в фойе и даже пол, достали свои спальные мешки (!) и устроились на ночь с максимально возможным комфортом. Я так и не поняла - были ли это люди с какими-то билетами, не продполагающими мест, или они сбежали со своих кресел и решили, что лежать удобнее.

Когда у ноутбука села батарейка, я тихонько вернулась в каюту и легла спать.
Tags: uk, прогулки, путешествия, фото, шотландия