Катя (jerzy_kovalskiy) wrote,
Катя
jerzy_kovalskiy

Польша 2017: Краков, часть 2 - замок и витражи

А еще в Кракове есть замок. Вообще, я представляла город более средневековым, чем он есть на самом деле, так что замок тоже немного неожиданный - эдакая смесь стилей. Тут кто-то что-то пристроил, тут переделали, тут подумали, что круто пригласить заграничных архитекторов...

Замок стоит на холме над рекой Вислой. И этот холм не простой, а тоже один из символов города - дело в том, что именно там в пещере как-то жил дракон. Но один принц решил строиться непременно на этом возвышении, так что мифологической фауне пришлось потесниться. Эту легенду обыграл Анджей Сапковский в своем рассказе "Предел возможного" про ведьмака, так что я ее знала. Поляки избавились от своего дракона предельно не-героично - подбросили ему чучелко то ли коровы, то ли овцы, начиненное серой и всякой ядовитой ерундой, так что дракон отравился, выпил пол-Вислы и лопнул. В некоторых версиях легенды это дело рук принцев, в других - простого сапожника, и я даже не знаю, что более оскорбительно для древней рептилии.
Кости дракона до сих пор висят на входе в один храм... хотя вообще-то это мамонт, и когда кости окончателно истлеют, наступит Страшный суд (ну это нормально для польских легенд, там примерно половина этим заканчивается).




В замке несколько разных экспозиций, и на все надо покупать отдельные билеты в отдельных кассах. И везде стоят огромные очереди. Это очень неудобно, поэтому я просто погуляла снаружи. Тем более, что некоторые виды просто сказочные, так что я ни о чем не жалею. Но если кому-то захочется внутрь - приходить надо к открытию, наверное... хотя таких умных там все равно может оказаться целая очередь.







А вот внутренний дворик замка. Ничего не напоминает? Правильно, это последствия слепого следования трендам - итальянские палаццо были в моде, и кому-то захотелось тоже.



Под Вавельским холмом и стенами замка разбита ярмарка с уличной едой и сувенирами.





Там жарят, коптят, все сытно и жирно, а я пробовала вот это - osypek, узорные кусочки копченого овечьего сыра, поджаренные над углями и подаваемые с брусничным вареньем. Это такая невероятная вкуснятина!





У подножья холма можно встретить еще одно напоминание о местном драконе - скульптуру, которая выпускает пламя раз в 5 минут (пишут, что есть еще какой-то номер, куда можно отправить смс, чтобы это произошло поскорее).



От замка легко можно догулять до еще одной достопримечательности Кракова - района Казимеж. Исторически это еврейский район, и он должен обладать некой уникальностью. Я ждала чего-то вроде вильнюсского Ужуписа или монреальского Mile End, но не похоже. То ли Казимеж совсем не про это, то ли я устала и не вдохновилась.

Польский язык продолжает быть забавным - количество склепов в округе зашкаливает:)






В какой-то момент я перешла на другой берег реки и погуляла немного там. Видела, пример, такой крутой мост.



И такой крутой храм.



Тема драконов продолжается. Вообще, у Вислы на удивление не разработанная набережная, а это ведь центр, почти рядом с замком.





Для тех, кому надоели очевидные музеи и достопримечательности, в Кракове найдется еще парочка секретных мест. Например, Музей Витража.
В Польше витражей очень много - от подъездов в обычных домах...



...до подъездов в крутых домах...



...и до потрясающих огромных окон в костёлах.



И про все это есть музей... точнее, даже не музей, а кое-что поинтереснее - настоящая мастерская по которой водят экскурсии.

Это место находится за пределами старого города, изначально это уже был не Краков, а некое предместное поселение. Мастерскую специально построили вне города в целях безопасности от пожаров в начале 20 века. И с тех пор она продолжает функционировать по своему прямому назначению - производить витражные стекла по заказам церквей и частных лиц. Работают там учащиеся и выпускники художественных академий.
Обычно там водят группы, но в то время, когда туда пришла, там не было больше никого, так что я получила собственную персональную экскурсию и лекцию о местном витражном искусстве.
Сперва показывают фильм о том, как производят большие пласты цветного стекла. Это очень длительный и много-ступенчатый процесс, стекло выдувают, и перемешивают, и формируют и так, и эдак. Все, конечно же, вручную, поэтому такое стекло никогда не бывает идеальным - в нем всегда есть какие-то неровности и пузырьки воздуха, что при просвете дает интересные эффекты и отсветы, в которых особая прелесть.
Цвет витражного стекла - это не краска, он не нанесен на поверхность, а находится внутри и зависит от разных химических примесей. Рецепты хранят, хотя некоторые и потерялись. В запасниках мастерской до сих пор есть стекла, сделанные десятки лет назад. Когда их используют и они закончатся, точно таких же цветов уже может никогда не быть. Хотя химия - точная наука, но создавать гарантированно одинаковые цветные стекла сложно. Это бывает большой проблемой, когда нужно реставрировать старые витражи - приходится долго мучиться, чтобы получить точные оттенки.

Палитра.



Эскизы будущих витражей сначала рисуются вручную на бумаге, потом увеличиваются и специальный человек придумывает и решает, на какие составные части лучше разбить изображение. Витраж - он не обязательно как мозаика, границы кусочков не обязательно совпадают с контурами рисунка. Потом схема переносится на кальку, все нумеруется, разрезается и стекло режется по заготовкам.
Часть из этого можно делать на компьютере, но вручную считается круче и аутентичнее.



Тут на фото видна свинцовая лента, которой скрепляют части витража.



Режут стекло. Сделанные тут витражи есть во многих странах мира - у них даже есть список. Но вот России в нем нет, потому что основные заказчики - это католические церкви, а у нас их мало. Тут делали витраж для какой-то церкви где-то в Сибири, но в итоге что-то не срослось.
А еще у них есть особый проект - они пытаются воспроизвести один из грандиозных витражей одного известного польского мастера, который был сильно поврежден во время Второй Мировой Войны. Для этого используют оригинальные эскизы и даже стекло с той же фабрики в Германии, как в оригинале.



На втором этаже студии находится зона росписи и обжига. Большая часть краковских витражей - расписные, это значит, что изображение не просто собрано из разноцветных кусочков, а на нем написана картина. Окна этой комнаты выходят на северную сторону, потому что именно северный свет считается самым мягким, деликатным и подходящим для искусства. Витражи в процессе ставятся на окна, как на мольберты. Для росписи витражей используется специальная краска-патина из оксидов металлов, выглядящая как пудра. Когда слой нанесен, сухую краску можно стереть даже пальцем, но стекло помещают на обжиг в специальную печь, верхний слой подплавляется, и патина опускается вниз, в толщу стекла, где и остается, когда оно остывает. Поэтому рисунок на витражах нанесен не на поверхность, а вплавлен, и никогда не потускнеет и не сотрется. Для одного изображения может использоваться несколько слоев краски, чтобы передать свет и тень, тонкие контуры, разные оттенки.



После прогулки по мастерской можно посмотреть их маленький музейчик с образцами витражей, которые они делали. И еще у них можно попить кофе с бутербродами. После обычных музеев это очень крутое и свежее место, настоящее.

На этом закончу с прогулками по Кракову. А следующий пост будет про поездку в соляные шахты Велички.
Tags: Краков, Польша, путешествия, фото, фотографии
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments