Катя (jerzy_kovalskiy) wrote,
Катя
jerzy_kovalskiy

Канада 8: Вендейк и быт современных индейцев

Успешно найдя в Канаде китов, я решила не откладывать следующее приключение и отправилась искать индейцев.

Традиционно считается, что индейцы и весь Дикий Запад - это визитная карточка именно США. Канада как обычно скромно стоит в сторонке в тени страны-собрата, но в реальности это очень хорошее место, чтобы познакомиться с Первыми народами. Если размышлять о традиционных стереотипах Запада, то на самом деле можно выделить их два: первый - это прерии, перекати-поле, Калифорния и граница с Мексикой, первые поезда, бороздящие пустые открытые пространства, перегоны огромных стад быков, Hell on Wheels, "Доктор Куин - женщина-врач", "Быстрый и мертвый", "Великолепная семерка"; второй стереотип - это бескрайние леса, гигантские гризли, шапки с енотовыми хвостами, мытье золота в реках, холодные зимы, Серая Сова, "Последний из могикан". И индейцы есть везде. И пока в США навскидку они известны в основном тем, что владеют казино, в Канаде у них есть достаточно известные общины и музеи, а сувенирные магазины завалены индейским крафтом, предположительно сделанным не в Китае.

Возле города Квебек находится община гуронов. Точнее, так их назвали французы, когда с ними столкнулись, сами они называют себя вендатами, а свою общину, соответственно, Вендейк. Попасть туда очень легко - несколько раз в день от туристического центра в старом городе отправляется маленький пестрый автобусик. Буквально 20 минут - и ты в настоящей индейской резервации.

Признаться, я думала, это будет такой парк-музей под открытым небом с какими-нибудь вигвамами, кострами и актерами, показывающими традиционный быт. Но нет! Это тихий и сонный небольшой поселок, где люди просто живут своей повседневной жизнью, не особенно отвлекаясь на рыскающих вокруг туристов. Конечно, во время традиционного сбора pow-wow тут активности побольше, и это праздник, на котором есть, что посмотреть, но не каждый день.
А каждый день Вендейк выглядит примерно так:



Долгое время индейцы находились в бедствующем положении, резервацией хорошее место не назовут и вообще можно вообразить. Их число постоянно уменьшалось, они смешивались с белыми, денег не было, работы не было... Но в какой-то момент на очередной волне романтизации Первых народов вендаты смекнули, что на этом можно делать деньги. Со временем дела у них пошли хорошо, они отгрохали музей своей культуры и истории, а вдобавок к нему - шикарную гостиницу в стиле эко-дизайна и дорогой ресторан при ней, а свой поселок превратили в достопримечательность и заманивают туристов.

Для туристов по поселку размечены дорожки-маршруты, чтобы не пропустили ничего самого замечательного, что тут есть. Например, церковь. Или сувенирный магазин.



Или вот река с водопадом.



Водопад неплохой, его слышно издалека. Хотя это не самый большой возле Квебека, на самый большой я так и не выбралась, но ведь я знала, что у меня впереди Ниагарский...





Само местечко очень милое на самом деле, просто в нем ничего экзотического не происходит, кроме табличек с названиями улиц в честь местных чифов.



Народа на улицах нет вообще. Так что индейцы мне на глаза даже не попались.









Прогулявшись по городу, я вернулась к музею, который делит одно здание с эко-отелем. Здание не простое, а похожее на огромный вигвам.



Внутри все такое эко-этно - дерево, шкуры, вышивка, национальные мотивы, простые геометрические линии, огромные окна и много-много света. На мой вкус прямо очень:)



В самом музее снимать нельзя. И это очень жалко, потому что сделан он достаточно красиво и необычно - прямо в помещении установлена целая роща стволов берез, подпирающих ветками темный потолок, по которому звездами рассыпаны маленькие лампочки. Правда, кроме необычного дизайнерского решения в музее довольно мало интересных экспонатов - в основном это документы и некоторые элементы быта и костюмов, например, расшитые бисером элементы мокасин.

Зато вокруг музея сделана еще одна туристическая дорожка, на которой установлены таблички с различной полезной информацией. Например, вот про местные кланы имени различных животных.



А вот показательный индейский огород. Главными растениями в местном земледелии были "три сестры" - тыква, кукуруза и фасоль. Их сажали вместе, на одной земляной горке: кукуруза дает опору фасоли, бобовая фасоль насыщает почву азотом в качестве естественного удобрения, а широкие листья тыквы стелятся по земле и загораживают ее от жаркого солнца, не давая испаряться воде и расти сорнякам. Таким образом три растения взаимно полезны друг другу.







Костерок.



Также на тропе есть несколько построек, изображающих временные домики, которые индейские охотники строили в местах своих летних стоянок. Они выезжали в леса целыми семьями, охотились, а ближе к зиме возвращались в свои постоянные поселения. Но если честно, домики так себе, видно, что их давно не подновляли и не ремонтировали, больше всего они похожи на странные шалаши и бомжатники, которые иногда можно встретить в наших лесах и в которые лучше не лезть.



А в своих основных поселениях гуроны строили длинные крытые берестой дома на несколько семей, то есть в одном таком доме могли жить 30-50 человек. Вокруг поселения ставили высокий забор, и под его стенами выращивали "трех сестер".



В музее есть только один длинный дом, а в настоящих поселениях могло быть больше десятка.





Внутри дома. На нижних ярусах раскладывали шкуры и спали на них, а на верхних ярусах хранили вещи - например, снегоступы и лодки, и запасы.



Не знаю, стоит ли ехать в Вендейк в обычный день. Возможно, это место оживает во время праздников, и тогда там появляются перья, краски и танцы. Или, возможно, гуроны давно далеко ушли от стереотипов и ждать от них следования им на потеху туристам - это обидный расизм.

Возвращаюсь гулять в Квебек:)
Tags: Канада, Квебек, путешествия, фото, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments