Катя (jerzy_kovalskiy) wrote,
Катя
jerzy_kovalskiy

Фестиваль Японского Кино

Никогда не была анимешницей, но к Японии всегда относилась трепетно - и аниме все же смотрела, и пару игровых сериалов, и мангу читала, и Мураками был любимым писателем, пока не исписался, и путешествие в эту страну планирую.
И вот еще довольно внезапно сходила на Фестиваль Японского Кино - на целых 4 фильма из 6, заявленных в программе.
Показывали в кинотеатре "Горизонт"; естественно, на японском с русскими и английскими субтитрами, каждый сеанс весь большой зал был полным.



Азиаты все-таки снимают не так, как американцы, к стилю которых мы больше привыкли. Европейцы и русские тоже не так, но у них дело скорее в каких-то нюансах режиссуры, а тут именно подача сюжета иная, акценты расставлены не так. Перед сеансами я читала описание фильмов, и в моей голове сразу прокручивалось представление, о чем там будет, через какие канонические сюжетные точки будут проходить персонажи, т.е. я заранее представляла, как будет снят фильм... и во многом ошиблась. Именно потому, что привычные паттерны тут не очень работают. Особенно если фильм про жизнь вцелом, а не приключенческий с четким сюжетом. С одной стороны, это ново и необычно, с другой - странно и непривычно. Поэтому я буду писать о том, что меня удивило.

Из 4х фильмов мне понравились 3, и один показался слишком уж занудным и непонятным из-за флэшбэков, которые трудно отличить от основного действия и непонятно что с кем когда происходит. Хотя тут еще дело может быть в том, что сеанс был поздним, и я задремала, и от этого ощущение, что ничего не происходило... и вдруг фильм кончился. Такого от меня всегда можно ожидать:)
Вот какие фильмы я смотрела:

1. ТАНЕЦ ЛЕПЕСТКОВ
Год: 2013
Жанры: комедия, драма
Хронометраж: 1 час 30 минут
Возраст: 16+


Вот этот фильм как раз меньше всего понравился.
Это история о том, как две девушки отправляются в путешествие на машине, чтобы проведать в больнице свою третью подругу, которую они не видели много лет и которая пыталась покончить с собой, бросившись в море. По пути с ними знакомится и присоединяется еще одна девушка - вроде бы потому что у нее просто есть свободное время, а вроде бы и потому, что у нее в прошлом есть своя история о самоубийстве подруги.
Обещали кино в жанре роуд-трип и типичное для этого жанра обдумывание прошлой жизни и начало новой. Я была готова к созерцанию пейзажей и длительному молчанию персонажей, но как-то это не очень четко прошло.

Удивило (но не возмутило) отношение японцев к самоубийствам - куда более спокойное, чем принято у нас, как будто это просто еще одна опция. Судя по фильму, там можно прийти в библиотеку и спросить - где у вас тут книги по самоубийствам? И вам покажут пару тематических полок с заглавиями вроде "Самоубийство - это выбор".

Несмотря на то, что фильм мне вцелом не очень, понравилась передача внутренней сломанности и потерянности героинь. Японский фикшн вообще всегда хорошо с этим справляется - будь то аниме про школьников, которые не знают, что делать после школы, или персонажи "Норвежского леса" Мураками. Они улыбаются, болтают о всякой ерунде и выглядят совершенно спокойными, но внутри у них что-то деформировано, какое-то ощущение края. В фильме это более чем наглядно показано через образ дерева на морском берегу - оно согнуто от постоянно дующего ветра, но все еще стоит. Пожалуй, вот за понимание этого состояния я и люблю японцев.

2. СЕКРЕТ АККО-ТЯН
Год: 2012
Жанры: комедия, фантастический, мелодрама
Хронометраж: 2 часа
Возраст:: 12+


Этот фильм понравился, потому что это лёгенькая конфетно-яркая комедия, над которой можно посмеяться вместе со всем залом и расслабиться. Сделано по манге для девочек и еще есть такой аниме-сериал.
По сюжету в руки маленькой девочке, которая любит моду и косметику, но не любит быть ребенком и хочет скорее стать взрослой (и стать фигуристкой, или стюардессой, ну или на крайний случай - невестой), попадает волшебная пудреница, которая может превратить ее в кого угодно. Девочка превращается в молодую девушку, начинает прогуливать школу, есть мороженое сколько хочешь, бесплатно пробовать косметику в супермаркетах... и в итоге нанимается стажеркой в фирму, которая производит косметику. Там у нее симпатичный начальник-химик, который придумывает инновационные формулы, продажный высокий менеджмент, который хочет слить фирму злым коррупционерам, а еще надо остановить взрыв бомбы на фабрике косметики, и вообще оказывается, что быть взрослой не так уж легко и приятно, потому что работа состоит из ответственности, сложных задач, в которых не так-то легко разобраться без образования, и скучной рутины.

Удивил подход японцев к тому, как показывать работу компании. Если бы это был американский фильм, то фирма была бы показана в большей степени как фон, как декорация для героев - из той же серии, как никто на самом деле не помнит, чем занималась компания Кристиана Грея из 50 оттенков. Она просто была как условие сюжета, а остальное - не важно. И если бы это был американский фильм, героине было бы куда легче в работе выехать на своих непосредственных идеях, на незамутненном детском взгляде на мир. У японцев же девочка с теле взрослой девушки временами даже не может понять, что происходит вокруг, поскольку не имеет образования и не знает сложных слов. Шейрхолдеры, какие-то - что это вообще? И это очень интересный акцент. Судьба фирмы тоже решается не исключительно действиями главных героев, а во время общего голосования тех самых шейрхолдеров, т.е. целого зала многочисленных держателей акций, в том числе тех, кто владеет 2% или даже меньше, как охранник бизнес-центра, где находится офис фирмы. Герои на этот выбор, конечно, влияют, но куда меньше, чем можно было бы от них ожидать. Восточные люди-муравьи vs яркие индивидуальности модели Запада.

3. НЕНАВИЖУ ТОКИО
Год: 2013
Жанр: комедия
Хронометраж: 1 час 49 минут
Возраст: 16+



Этот фильм занял в моем рейтинге второе место из четырех. Во-первых, в нем есть четко поданный интересный сюжет, чего не хватало "Танцу лепестков", а во-вторых, он более серьезный и жизненный, чем "Секрет Акко-тян". Фильм тоже заявлен как комедия, но это правда только для некоторых эпизодов.
В центре сюжета - девушка из провинции, которая переехала в Токио и поступила в художественный университет. Она только начинает взрослую самостоятельную жизнь, и это сложно - на съемную квартиру уходят почти все деньги, вечернаяя работа официанткой выматывает, а когда она устраивается хостесс в ночной клуб, где платят больше, к рабочим часам добавляется еще необходимость общаться с приставучими клиентами и постоянно улыбаться так, что сводит мышцы. К тому же, в классе рисования она хуже всех, как бы ни старалась, а ее бойфренд живет в ее квартире, не работает, да еще притащил с улицы котенка, которого нужно возить к ветеринару.

Это история, с которой очень легко почувствовать родство, потому что подобный период в жизни был у многих людей, и надо прикладывать усилия, бороться с собой и постоянно что-то о себе осознавать, и давать пройти времени, хотя ждать бывает очень сложно, чтобы надстроить более комфотную и счастливую жизнь над крохотным основанием, которое ты имеешь в самом начале. Это фильм о взрослении, о расставании с иллюзиями, о том, что не надо сдаваться и не надо забывать о своих мечтах, но при этом жизнь такова, что не все в ней обязано заканчиваться хэппи-эндом - люди уходят, отношения завершаются. И это очень грустно, но зато делает нас сильнее, лучше и вообще теми, кто мы есть сейчас.

В плане японского быта удивило отношение к каким-то сексуальным аспектам. Похоже, что оно тоже более свободное, как и в случае самоубийств, о чем я писала выше. Свободное - т.е. о нем легче говорить и его легче показывать, и это делает некоторые сексуальные моменты невиннее, потому что в них нет ничего такого... грязного и запретного. Вот героиня работает в ночном клубе - в ее обязанности входит быть симпатичной, сидеть за столиком с клиентами, подливать им алкоголь и общаться. Такая современная гейша. Некоторые ее коллеги также спят с клиентами, но это не обязательное требование. Будь это американским фильмом, тут была бы драма о тяжелой женской доле на самом дне и торговле собой, приправленная смачными сценами - стриптиз, кадры гримерки с девочками топлесс... У японцев этого нет, это просто работа, пусть и тяжелая, но никто не считает себя падшей женщиной. Или вот героиня начинает свою карьеру с иллюстрирования журнальчика эротических историй - рисует забавных кроликов в разных позах и рада работе, не чувствует, что занимается чем-то постыдным и недостойным. Ей приходится уйти из этого издания, но лишь потому, что ее иллюстрации кажутся слишком смешными и несерьезными для формата журнала.

Также удивило, что героиня по сюжету - не талант и самородок, которому просто нужно пробиться, как обычно бывает с провинциальными девочками в американском кино. Ее рисункам очень недостает техники, а ей самой - понимания, что именно она может ими сказать. Ей предстоит очень много учиться, рисовать, рисовать, рисовать, и только жизненный опыт, вот эти все сложности, которые она прожила в фильме, помогают ей наполнить свои работы смыслом и сделать их интересными для зрителя.

4. ДНЕВНИК УМИМАТИ
Год: 2015
Жанр: драма
Хронометраж: 2 часа 8 минут
Возраст:: 16+



Этот фильм мне понравился больше всего, даром что четкого последовательного сюжета, который я так искала в предыдущих трех фильмах, в нем как раз и нет.
Три сестры живут вместе в большом старом доме, доставшемся им от бабушки, в приморском городе Камакура. Старшей из сестер - 29 лет, младшей - 19. У каждой своя жизнь, работа, бойфренд, но они очень близки, несмотря на совершенно разные характеры, и продолжают жить вместе, шутя называя свой дом женским общежитием. На похоронах отца, который бросил их 15 лет назад, они встречают свою сводную сестру - девочку-подростка, о которой теперь некому позаботиться, и приглашают ее жить к себе. На этом кончается завязка сюжета и начинается повседневная жизнь, охватывающая целый год и состоящая из ярких эпизодов - вот девушки собирают в саду сливы и варят домашнее вино, вот они достают летние кимоно-юката и идут смотреть фейрверки, вот в гости приезжает мать сестер, которая тоже оставила их очень давно, и всем приходится разбираться в своих чувствах. Младшая из сестер приспосабливается к жизни в новом городе и находит друзей, каждая из старших - ищет свое место и предназначение, думает о том, что рано или поздно они разлетятся по разным местам и уютному мирку их женского общежития придет конец.
Фильм длинный, он неторопливо идет и идет от одного эпизода к другому, и хотя каждая из героинь приходит к важным решениям и осознаниям о себе, кино могло бы быть бесконечным, потому что это просто кусок из жизни и понятно, что дальше будет еще много всего, и смотреть на это можно будет с таким же удовольствием. Потому что очень уж уютно передана жизнь приморского городка, и старого дома с буйным садом, в котором есть что-то от загородного дома из "Моего соседа Тоторо", только без волшебных существ. Впрочем, и в легендарном мультике тоже главное было не в умилительных домовых, а в людях и их отношении к жизни.
Поэтому этот фильм я прямо рекомендую к просмотру - когда хочется чего-то уютного, доброго и неторопливого, под большую чашку чая и погоду, когда на улицу совсем не хочется.

В общем, программа получилась очень женская и очень про поиски себя.
Tags: картинки, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments