Катя (jerzy_kovalskiy) wrote,
Катя
jerzy_kovalskiy

Лекция в Московском зоопарке.

На этой неделе ничего выдающегося еще не произошло, а вот на прошлой было и довольно много интересного - например, я ездила в командировку в Питер, собеседовала новых кандидатов на работу в наш отдел... Сначала хотела написать про это все тоже и даже начала уже, но потом посмотрела на объем написанного и решила остановиться только на самом для меня интересном - как я ходила на лекцию в Московский зоопарк.

Оказывается, в Московском зоопарке есть Открытый лекторий, куда каждый может прийти и бесплатно послушать киперов и научных сотрудников. Билет на вход покупать не надо, но надо заранее оставить заявку, что хочешь прийти. В последнее время у них новое руководство, новый сайт, инстаграм, где можно следить за новостями, и вообще они довольно активно себя развивают и пиарят, и вот с лекциями идея отличная.
Лекция бывает каждые 2 недели, начинается в 19:30 и проходит в небольшом помещении над центральным входом, прямо за большим логотипом зоопарка. Там очень мило, на потолке картинка с кроной дерева, необычный светильник, стоят стульчики и проектор, есть гардероб. Позволю себе вставить картинку из интернета:



Ходила слушать про обогащение среды, чтобы животные в зоопарке не скучали и хорошо себя чувствовали. Очень интересная для меня тема, потому что помогает подкреплять мою точку зрения, что хорошие зоопарки могут быть неоходимы для сохранения животных в современном мире, и вообще это полезные научные учреждения, где в идеале все делается не только для людей.
Не то, чтобы я узнала много нового об обогащении, но самое главное - оказалось, что благополучие животного зависит от множества факторов, порой довольно неожиданных, и зоопарки во всем мире приходили к этому пониманию постепенно.
Начиналось все с простых вещей - вроде того, что не стоит держать животных маленьких бетонных вольерах, где посетителям удобно смотреть на них, эта среда обедненная. Со временем стало понятно, что животным нужно более естественное окружение, убежище, где можно спрятаться от любопытных глаз, пространство, что-то, чем можно себя занять, и желательно, чтобы эти занятия как-то согласовались с естественным поведением животного в природе. Например, зебра большую часть своего дня тратит на то, чтобы пастись, и если в неволе у нее будет просто кормушка с сеном, чем она займет освободившееся время? В таких случаях у животных развивается неестественное патологическое поведение, стереотипные повторяющиеся движения. Чтобы не допустить этого, киперам надо что-то придумывать! И они придумывают всяческие приспособления - от самых простейших игрушек, до сложных кормушек и даже электронных девайсов. Животным нужны сложности и проблемы, которые они могли бы решать.

Удивительно, но еще одним важным фактором для благополучия животных оказывается... наличие выбора и возможность самостоятельно принимать решения, влиять на ситуацию. Были проведены эксперименты, когда животному предлагался или обильно обогащенный вольер, или комплекс из двух помещений, один из которых был обогащен, а другой - нет, и между ними можно было перемещаться. И вот во втором случае животное было более счастливо, потому что могло самостоятельно делать выбор. Кстати, уровень "счастья" животного в зоопарке можно определить по его гормональным показателям, что и делают. А биохимия врать не будет.

Но обогащать среду обитания можно не только вещами и дизайном вольера, можно воздействовать на разные органы чувств - например, предлагать запахи других животных, но разумеется не случайных, а связанных с жизнью животного в дикой природе. Вообще, для успешного обогащения среды нужно хорошо знать биологию и поведение подопечного животного. С другой стороны, какие-то случайные вещи внезапно тоже хорошо работают иногда 0.0 Так что это как бы и наука, но и вдохновение тоже.
В хорошем зоопарке киперы делают что-то такое для своих животных каждый день и даже по нескольку раз.

Вообще-то, многие самые базовые принципы внезапно применимы и для людей, причем сами киперы начинают это осознавать, занимаясь обогащением среды у своих подопечных. Например, в московском зоопарке для киперов было расписание - в какой день и чем животных развлекать. Но со временем они обнаружили, что всем гораздо удобнее и приятнее не придерживаться четкого расписания, а просто иметь список мероприятий и заданную частоту их проведения и иметь выбор, что и в какой день делать.

Еще, когда я читаю про развитие детей, очень многие рекомендации по сути выглядят тоже как обогащение среды:) Все эти черно-белые картинки для младенцев, игры с крупами, пальчиковое рисование, баночки с разными запахами и прочие попытки воздейстовать на разные сенсорные каналы. Людям тоже плохо живется в бедной окружающей среде.

Так что по сути мы похожи. И многие вещи, в которых мы нуждаемся, одинаковы. И такие параллели очень интересны:)

Надо будет еще раз сходить в Лекторий, если что-то интересное будут рассказывать.
Tags: зоопарк, картинки
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments