Катя (jerzy_kovalskiy) wrote,
Катя
jerzy_kovalskiy

По России 2015, день 6: о.Валаам

Утром мой теплоход "Виссарион Белинский" доплыл до острова Валаам и остановился в Никоновской бухте. Даже немного раньше, чем я думала, глядя в расписание на день, но на берег сойти погулять было можно, хотя до начала экскурсионной программы еще было время. Когда сходишь на берег, ключ от комнаты нужно обязательно сдать на стойке администрации и взять специальный бейджик - так на корабле знают, кто на борту, а кто нет.

Альбом: North-West Russia summer 2015 Day 6

Я побродила немного по причалу и вокруг.

Дорожки на острове и спелая земляника.

Над бухтой ярко светит солнце, но присмотритесь - над соседним островом клочья тумана.

Альбом: North-West Russia summer 2015 Day 6

Туман, как заблудившееся облако, медленно опустился посреди совершенно ясной погоды.

Основная экскурсия, которую предлагает этот круиз, называется "В центральную усадьбу Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря". На нее можно отправиться пешком по острову - около 7 км от места стоянки в одну сторону, а потом обратно, а можно сесть на маленький теплоходик и добраться по морю воде. И есть две дополнительные пешеходные экскурсии на выбор - "Скиты Валаама" и "Скалистый берег". Туристов разделяют на две группы - до обеда на основную экскурсию идет одна, после обеда - вторая.

Вставлю тут карту острова, чтобы было понятно, где что.

Я выбрала отправиться на основную экскурсию с утра и водным путем. Было бы заманчиво отправиться на прогулку, конечно, но после обеда была вторая экскурсия, где точно пешком и без вариантов, так что я решила не рисковать, кроме того, я люблю кататься на корабликах.

Берега в густом тумане. Кажется, будто силуэты деревьев вырезаны из бумаги.

Альбом: North-West Russia summer 2015 Day 6

Но вскоре теплоходик выплыл из зоны тумана и снова засветило солнце и появилось безоблачное небо. Такие вот интересные капризы погоды наблюдались. Говорят, кроме этого на Ладожском озере бывают и настоящие шторма, и отчасти именно поэтому острова были выбраны для монастыря - туда не так просто добраться через волны, туманы, мели и запутанную береговую линию, что гарантирует желанное уединение.

Одинокая церковь встречает на островке у входа в бухту. Это один из скитов Валаама, а что это такое - я расскажу позже.

Монастырь и причал.

Альбом: North-West Russia summer 2015 Day 6

Тут большая группа, прибывшая на теплоходике, разбивается на несколько маленьких, каждая со своим экскурсоводом.
Сперва ведут в сады, разбитые монахами у подножия горы, на которой стоит монастырь.

Почвы на острове бедные. Тут хорошо растут ели и сосны, разные травы - им много не надо, но для того, чтобы вырастить фруктовые сады, монахам пришлось основательно потрудиться - расчищать участки, таскать и даже завозить с материка землю, укладывать слои щебня и перегнившей хвои. Зато теперь тут гнутся от тяжести плодов ветви яблонь, некоторым из которых около 160 лет, зреют смородина, крыжовник, малина. В садах выращивают даже арбузы и дыни, виноград. Не говоря уж о цветах и лекарственных травах.
Очень красиво и не может не вызывать уважение.

Вообще хозяйство у монастыря большое, чего там только нет! И судя по рассказам экскурсовода, ведут это хозяйство с использованием передовых технологий, причем уже очень давно. У меня даже появилась такая мысль, может быть несколько невежественная... но все же. Хотелось бы больше увидеть и понять, как устроена жизнь в монастыре. Многие туристы, даже если они не паломники, а прибыли на таком вот круизе, все же люди религиозные и их интересует эта только сторона - храмы, иконы, святыни, поставить свечки, написать записочки, закупиться в монастырских лавках... И экскурсии фокусируются на этом. Но интересно же и все остальное, чтобы было побольше про более мирские стороны местной жизни, ведь она уникальна. Сказали про форелевые фермы - вот бы посмотреть! Сказали про пекарню и местные сыры - вот бы подегустировать! Впрочем, кое-что все-таки нам перепало, но об этом позже.
Еще упомянули нерп (хотя они и не хозяйство, конечно) - и не показали.

Альбом: North-West Russia summer 2015 Day 6

Кроме монастыря, с советских времен на острове остался маленький поселок. На весь остров - один продовольственный магазин, а на нем - объявления.

Вид на сады и теплицы сверху. Хотя все вокруг не подействовало на меня так замечательно, как Кижи, но все же на Валааме царит спокойствие и безмятежность, поэтому это тоже очень особенное место.

В самом сердце монастыря, в храмах фотографировать нельзя (правда, некоторые все равно нарушают это правило, видимо, считая, что айпад - не считается). Да я бы и не стала пытаться. Скажу только, что там очень красиво, и внушительно, и таинственно, и говорить об этом не хочется. А что-то еще предстоит отреставрировать, впрочем, в местном климате вести работы приходится постоянно.

Кстати, к туристам там относятся достаточно лояльно - например, выдают юбки и косынки женщинам, и носить их нужно только совсем внутри монастыря.

Альбом: North-West Russia summer 2015 Day 6

После экскурсии по храму был маленький концерт мужского хора.

Отправляемся на теплоходике в обратный путь. Ну чем не фьорды?

Чайки, которых тут нельзя кормить, но кто ж будет слушаться? Кажется, кого-то даже оштрафовали за это.

Альбом: North-West Russia summer 2015 Day 6

После обеда на большом теплоходе, я отправилась на вторую экскурсию этого дня. Сначала я хотела соблюсти равновесие, и если основная экскурсия была более религиозной, то в качестве второй я хотела выбрать "Скалистый берег", где вроде как обещали рассказывать о более мирских темах, о военных укреплениях на острове, линии Маннергейма и всем таком. Но уже прямо перед отправлением группы я выяснила, что эта прогулка короче, чем второй вариант, и что гид там не очень многословный. И тогда я оттуда сбежала и присоединилась в последней уходящей группе на "Скиты Валаама" - это второй вариант, и гида, который вел эту группу, я заприметила еще на основной экскурсии, и он мне очень понравился, потому что рассказывал подробно и с интересными деталями, так что информация подавалась очень живо и не только с религиозной точки зрения.

Скит - это особая форма монашеской жизни. Можно жить совместной жизнью в большом монастыре, можно жить в одиночестве отшельником, а скит - это промежуточная форма, где несколько монахов живут уединенно, принимают дополнительные обеты, стараются полностью себя обеспечивать и не иметь контактов с окружающим миром. Это легче, чем быть отшельником, для чего нужна особенная духовная сила, которая сейчас, по словам гида, вряд ли у кого-то есть, но тяжелее, чем жить в монастыре.

Раньше на Валааме было 13 таких поселений, сейчас восстановлено только десять. В некоторые скиты туристы могут войти, один вообще превращен в некий "офисный центр" монастыря, некоторые открыты только для паломников, многие закрыты.

Вот этот "офисный центр". Тут есть трапезная для туристов, а еще казармы тех времен, когда остров был во власти Финляндии. Несмотря на нашу сложную историю с этой страной в 40х годах, на Валааме к финнам относятся хорошо, ведь они заплатили за все свое строительство, а также высадили столько же деревьев, сколько срубили для своих нужд.

Альбом: North-West Russia summer 2015 Day 6

Эта экскурсия - прогулка на 5-6 км по кругу, захватывающему три скита. Дорога идет по живописным местам - лесные тропинки, подъемы на скалы, спуски в низины, уединенные озера, черника и вереск, разогретые солнцем сосны, лужайки иван-чая и полевых цветов.

Местами встречаются такие деревянные тропинки и мостки, но не везде.

В конце прогулки мы вышли к скотоводческой ферме. Говорят, кто-то где-то хвастался и утверждал, что да один Валаам сможет обеспечить страну сырами, ввоз которых запрещен сейчас, но это, конечно же, неправда. Монастырь действительно делает сыры, но не так много и их даже вывозить с острова не будут.

А нам досталось молоко и травный чай.

Альбом: North-West Russia summer 2015 Day 6

По пути на причал поохотилась немного на чернику. Черничники там знатные... Странно, что дети из группы чернику не ели, и кислицу тоже. Может, очень городские? Интересные такие.. "Мама, да не надо дарить мне деньги на день рождения, подари мне уже какую-нибудь игрушку". Вообще, почему-то было несколько таких интересных наблюдений за чужими диалогами в этой прогулке.

Вечером после ужина теплоход отправился в обратный путь через Ладожское озеро в Неву и к Санкт-Петербургу.

Почему-то чем больше я думаю о посещении Валаама, тем больше спокойствия вызывают эти воспоминания, хотя когда я была там, думала о том, что в Кижах мне было лучше. Уединенность и умиротворение этого места нужно прочувствовать, и видимо мне на это нужно время. И сейчас я очень довольна, что у меня это получается, и что я туда съездила.
Рекомендовать такую поездку или нет - не знаю. Все-таки от религии в ней никуда не деться, а это слишком личное.